Хож-Ахмед Нухаев
За оздоровление земли и исцеление души!
Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
☆ от 50 руб./час ☆ AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ

ГОСТЕВАЯ КНИГА

Съезд чеченского тэйпа Ялхой Материалы Фоторепортаж

Международная конференция "Исламская угроза или угроза исламу?" Материалы Фоторепортаж



ПОДЕЛИТЬ ЧЕЧНЮ

Интегрировать горную часть Чечни в политико-правовое пространство России практически невозможно, считает глава чеченского межтейпового общественного движения "Нохчи-Латта-Ислам" Хож-Ахмед Нухаев. И предлагает разделить республику на северную, цивилизованную, и южную, традиционную. Нухаев в 1994 году при Джохаре Дудаеве возглавлял Службу внешней разведки. В 1996 году в правительстве Зелимхана Яндарбиева занял пост первого вице-премьера. Создал и возглавил межтейповое общественное движение "Нохчи-Латта-Ислам", выступающее за возрождение традиционных чеченских институтов национального порядка. О своем плане он рассказал корреспонденту "ГАЗЕТЫ".

     "Жителей горных районов Чечни невозможно заставить жить по законам, навязанным извне"

     - Как вы оцениваете проект кадыровской конституции, насколько он подходит для Чечни?

     - Ни для кого не секрет, что нынешняя чеченская администрация во главе с Ахмадом Кадыровым даже при поддержке российских военных вряд ли может похвастаться способностью контролировать всю территорию Чечни. В Грозном, где сосредоточены основной воинский контингент и органы управления, то и дело происходят события, заставляющие сомневаться в дееспособности нынешней администрации. Что уж говорить об удаленных горных районах...

     Уже по этой причине ясно, что соблюсти даже элементарные конституционные нормы, какой бы ни была сама конституция, вряд ли удастся. Те несколько районов равнинной Чечни, где сейчас, по словам Кадырова, налаживается мирная жизнь, в принципе и так всегда были готовы жить по российским законам, будь то Конституция РФ, Кадырова, Гантамирова или вообще прямое президентское правление. В горных и предгорных районах ситуация совершено иная. Ни чеченская милиция, ни российская, ни федеральные войска не способны заставить жителей горных районов жить согласно каким-либо законам, навязанным извне.

     С учетом всех перечисленных причин для любого здравомыслящего человека должно стать совершенно очевидным то, что ни одна конституция в Чечне работать не будет. Это касается и новой кадыровской конституции. Де-факто в Чечне по сей день продолжается война. Все эти "косметические" меры - тупиковый путь, который ни к чему не приведет.

     - Какие, на ваш взгляд, существуют альтернативные пути решения чеченской проблемы, кроме вынесения на референдум конституции, да еще и в военных условиях?

     - Невозможно провести референдум в республике, где идет война и чуть ли не половина населения которой находится за ее пределами в разных концах света. Это еще одна причина, по которой затея с конституцией обречена на правовую нелегитимность. Либо это будет показное мероприятие, не обеспеченное реальной поддержкой со стороны народа. Ни одна власть в таких условиях не удержится иначе как при силовом воздействии. А это означает, что в худшем случае проведение такого референдума грозит обернуться очередной фазой войны, еще более кровопролитной, чем настоящая. Для одних он станет причиной новых, хотя, на мой взгляд, совершенно необоснованных надежд на прекращение войны. Для других, кто по личным причинам заинтересован в ее продолжении, - поводом для провокаций, доказывающих несостоятельность достижения мира.

     Таким образом, референдум и новая конституция если и появятся на свет, то будут "жить" лишь своей "бумажной жизнью" в российских и международных СМИ. В то время как эмоции, вызванные этим шагом, только подольют масла в огонь и фактически усугубят существующие в чеченском обществе раздоры.

     Суверенитет Бога и суверенитет государства

     - Но ведь надо же восстанавливать атрибуты государственности...

     - Есть и альтернативный путь - я уже говорил о том, что большая часть чеченцев никогда, ни при каких условиях не откажется от традиционного образа жизни и веры в Аллаха. Однако и среди чеченцев сегодня есть те, кто считает, что можно одновременно и молиться Аллаху, и жить по светским законам. По этой причине необходимо дать возможность и тем, и другим самим выбрать, жить ли им по законам религиозным или светским.

     Необходимо учесть исторически сложившуюся неоднородность образа жизни в горах и предгорьях с одной стороны и на равнине - с другой. В первом случае традиция, высокая степень почитания наследия "первых отцов" подчиняет все аспекты повседневной жизни горцев суверенитету Бога. Во втором случае цивилизация, высокая степень урбанизации подчиняет все аспекты повседневной жизни горожан суверенитету государства.

     От имени возглавляемого мною межтейпового общественного движения "Нохчи-Латта-Ислам" я недавно обратился к чеченскому народу с призывом отказаться от всех политических проектов и институтов, взять инициативу в свои руки и остановить войну.

     "И чеченцы, и Россия будут рассматривать это как свою победу"

     - Как это технически возможно?

     - Для этого достаточно, чтобы главы чеченских кровнородственных общин (вариссов) собрались у кого-то дома или в мечети и самого старшего из своей среды избрали старейшиной своего тейпа. Затем старейшины тейпов могут в один день собраться и в качестве межтейпового органа народного самоуправления официально заявить о прекращении войны и необходимости временного разделения Чечни на две части: гражданскую, под протекторатом российского государства и конституционного права РФ (Северная Чечня), и тейповую, национально-теократическую на юге Чечни.

     Понятно, что такое национально-теократического образование не может признавать публичное право - ни конституционное, ни международное, что снимает вопрос о государственном суверенитете Чечни, - и будет жить исключительно по закону Всевышнего, который определяет все атрибуты естественной субъектности как во внутренних, так и во внешних отношениях. Но с другой стороны, это устранит из российско-чеченских взаимоотношений политику, являющуюся главным источником распрей, создав в Чечне плацдарм традиционализма.

     Те же, кто пожелает жить по законам светским, сможет реализовать эту возможность, скажем, в северной части Чечни под протекторатом РФ. Не исключаю, что именно этой частью чеченцев новая кадыровская конституция как раз таки и может быть принята в качестве необходимого элемента организации общественного устройства.

     Как итог - горцы Южной Чечни в качестве победы получат безусловное признание своей независимости и права следовать своим вековым теократическим и родовым традициям. Северная Чечня с ее нефтяной инфраструктурой и более урбанизированным и секуляризованным населением сможет интегрироваться в Российскую Федерацию. И российская сторона, и чеченцы - как их гражданская часть, так и традиционная, составляющая народ Нохчи (люди Ноя - чеч.), - добиваются удовлетворения своих основных интересов и могут рассматривать результаты войны и ее прекращение как свою победу.

     Все мы - и сторонники вхождения в РФ, и сторонники независимости - останемся жить на своей земле по принципу "один народ - две общественные системы".

Интервью брала Анастасия Матвеева
Опубликовано ранее: в "Газете", 19.08.2002 года